Изменения в земельном законодательстве в 2013 году

За последнее время произошло ряд значимых событий в сфере земельного законодательства, а также в сопровождающих их законодательных и подзаконных актах, принятых за последние два месяца 2013 года.

Во-первых, Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101-р была утверждена Концепция развития единой системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости до 2019 года. Основные принципиальные направления и задачи:

- объединение ЕГРП и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс;

- формирование рабочего режима «одного окна» и перехода к оценке качества услуг, предоставляемых ответственными органами;

- реализация действий, направленных на качество информационных ресурсов ведомства для обеспечения инвестиционной привлекательности и перехода к единому налогу на недвижимое имущество.

Также к 2019 году строятся планы по внедрению на всей территории России наконец-то действительно единого государственного реестра объектов недвижимости, а также перейти к централизованной геоцентрической открытой системе координат. Предполагается в частности сократить сроки государственной регистрации прав и кадастрового учета до одной недели, включая сокращение времени ожидания до максимального минимума.

Во-вторых, с принятием 23 июля 2013 года Федерального закона №247-ФЗ «О внесении изменений в статью 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации» государственные и муниципальные земли разрешено резервировать на срок до двадцати лет для строительства и реконструкции объектов всех видов транспорта. Содержание закона расширяет перечень объектов, под строительство которых резервируются государственные и муниципальные земли сроком до двадцати лет. В него вошли объекты морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного видов транспорта, транспортно-пересадочные узлы и метрополитен, автодороги, а также иные линейные объекты государственного или муниципального значения. Земли резервируются для строительства названных объектов и для их реконструкции.

Что касается порядка возмещения вреда, причиненного разрушением (повреждением) объекта капитального строительства - регрессные требования можно предъявлять к организации, которая выдает следующие документы. Речь идет о заключении, подтверждающем, что модификация проектной документации не снижает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественных и функциональных характеристик и не приводит к увеличению сметы на строительство (реконструкцию). Регрессные требования предъявляются, если объект разрушен (поврежден) в результате несоответствия модифицированной проектной документации установленным требованиям.

Президентом России в июле 2013 года подписан закон, который уточняет порядок перехода прав собственности на выморочное имущество. Выморочное имущество - квартиры, дачи, земельные участки, которые остались без собственников будут передаваться в собственность поселений и муниципалитетов, после чего в фонд социального жилья для нуждающихся. До настоящего времени земельные участки и прочее недвижимое имущество, на которых расположено такое жилье, передавались в порядке наследования в федеральную собственность.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости, уточнен порядок государственной регистрации прав на недвижимость, а также кадастрового учета объектов (в том числе порядок представления сведений из ЕГРП и государственного кадастра недвижимости).

Предусмотрена возможность ведения ЕГРП в электронном виде, облегчен порядок представления документов на регистрацию, которые предполагается подавать посредством телекоммуникационных сетей с использованием используется электронной цифровой подписи (однако остается открытым вопрос о присвоении ЭЦП). Также важным нововведением будет необязательное предоставление квитанции об уплате государственной пошлины, если сведения о внесении соответствующей суммы содержатся в системе.

В третьих, после обращения в КС РФ с вопросом о том, с какого момента должны применяться новые показатели кадастровой стоимости участков для исчисления земельного налога, Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П разъяснило, что новые показатели кадастровой стоимости участков должны утверждаться своевременно. То есть Конституционного Суда РФ подтвердил конституционность норм и указал, что законодатель не лишен возможности установить уточняющие правила, касающиеся порядка вступления в силу актов, определяющих базу по этому налогу.